Gorillaz "Demon Days"

You are here

(p) 2005 Comp Music/EMI

Для хорошего музыканта сайд-проект - не каприз, а предмет настоятельной необходимости. Творческий человек с головой на плечах может превратить «работу на стороне» из дополнительного средства самовыражения в источник поступлений в копилку родной группы - как это сделал Дэймон Албарн. Придуманные им в паре с мультипликатором Джейми Хьюлеттом Gorillaz дали новый толчок карьере Blur, поставили все точки над «i» в давней вражде Blur с Oasis, да и личную копилку Албарна пополнили изрядно - тираж двух альбомов Gorillaz грозит переплюнуть суммарный тираж альбомов родной группы музыканта. Всем бы таких сайд-проектов, да побольше.

Gorillaz задумывались как шутка внутреннего использования - специально чтобы порадовать веселым мультиком маленькую дочь Албарна. Однако желающих вернуться в детство оказалось намного больше, чем ожидалось - и четыре нарисованных персонажа внезапно обнаружили себя в качестве суперзвезд современной музыки, постепенно начав жить своей жизнью. И уже до того обнаглели, что намерены уволить своего «родителя» с поста генерального директора. А вдруг они действительно живые? - задаются вопросом читающие интервью Gorillaz, узнающие подробности личной жизни нарисованных музыкантов (вокалиста 2D, басиста Мердока, гитаристки Нудл и барабанщика Рассела) и наблюдающие их «живые» и виртуальные выступления меломаны. Правду знают лишь Албарн да Хьюлетт, но как раз в их интересах держать рот на замке.

После выхода дебютного альбома Gorillaz - коктейльной мешанины даба, инди, электроники и хип-хопа - группе прочили скорую кончину. Всем известно, что шутка, рассказанная дважды, уже не смешна. Поэтому новость о том, что Gorillaz собираются выпустить второй альбом, вызвала заинтересованную настороженность, смешанную с недоумением: ну как еще извратится Дэймон Албарн, чтобы заставить слушателей купиться на ту же уловку (забегая наперед, скажу, что купились - и даже уговаривать никого не пришлось).

Неудачу первого альбома, буде такая случись, всегда можно было списать на издержки производства и ошибки молодости: мол, как вы могли подумать, это же всего лишь шутка! Со вторым такое уже не прокатило бы. Все это прекрасно понимал Дэймон Албарн, собирая своих мультяшек в студию на запись «Demon Days». Перво-наперво он сосватал своим подопечным нового продюсера - Брайана Бартона, скрывающегося под псевдонимом Danger Mouse. Парень прогремел на весь мир своим хулиганским миксовым «Grey Album», в котором соединил «Белый» альбом Beatles и «Черный» Jay-Z. Danger Mouse оправдал доверие и обучил Gorillaz новым трюкам, которые были уже на порядок интереснее того, что предлагали наши картонные персонажи на своем дебютном альбоме.

Вторым шагом стало приглашение к сотрудничеству ярких персоналий из мира музыки: рэпперов De La Soul и Roots Manuva («Feel Good Inc.» и «All Alone» соответственно), Мартины Топли-Берд («All Alone»), Нины Черри (потусторонний шепот в «Kids With Guns»), Шона Райдера из Happy Mondays («Dare»), ветерана поп-музыки Айка Тернера (фортепианное соло в «Every Planet We Reach Is Dead») и даже некогда «беспечного ездока» Денниса Хоппера (начитка в «Fire Coming Out Of The Monkey’s Head»). Благодаря им каждая песня «Demon Days» имеет свой характер и колорит, не выбиваясь, тем не менее, из общей стилистики.

«Demon Days» - существенный шаг вперед в представлении Gorillaz как самодостаточного - и серьезного - проекта, способного дать фору многим и многим артистам из «реального» мира. Еще на своем дебютном альбоме Gorillaz дали понять, что намерены разобраться со всеми известными стилями и направлениями: в ход шло все, что попадало под руку. Правда, тогда отчаянная манипуляция стилями и жанрами совершалась в рамках мелкого хулиганства (ибо кто обвинит мультяшек?). Ныне шутка переросла себя и вылилась в целый манифест: можно смешивать всё со всем, главное - делать это с умом, чтобы стильная фирменная эклектика не вылилась в безвкусицу. Gorillaz это удалось.

Составляющие калейдоскопичного звучания «Demon Days»: сэмплы из саундтрека к фильму ужасов («Intro»), касио-поп («All Alone»), кантри-энд-вестерн («Dirty Harry»), диско-рок («White Light»), госпел («Demon Days»), ритм-н-блюз («Every Planet We Reach Is Dead»), а кроме того - хип-хоп, гитарный поп и электроника (почти везде). И на всем этом - отчетливая печать Blur образца «Think Tank»: та же динамика, та же расслабленная атмосфера, та же удивительная мелодика. Danger Mouse нашпиговал альбом многообразием сэмплов, но ощущения перезагруженности не возникает. «Demon Days» - по-летнему легкий поп-альбом от компании, которая могла бы с полным правом носить название Feel Good Inc.

Такие песни, как «Last Living Souls», «Kids With Guns», «Feel Good Inc.», «November Has Come» берут слушателя без боя и надолго поселяются в памяти, оставляя ощущение доброй сказки. Возможно, Gorillaz потому и пользуются такой любовью у слушателей, что дают им возможность вернуться в детство - когда деревья казались большими, а мультяшные персонажи - живыми.

Обложка «Demon Days» не случайно оформлена в виде пародии на известный альбом другой великолепной четверки - «Let It Be» The Beatles. Gorillaz - это и есть The Beatles своего мультипликационного мира. Десять лет назад за звание «новых Beatles» сражались Oasis и Blur. Пришли Gorillaz и уложили претендентов одной левой. И Blur, к сожалению, не удастся воспользоваться этой победой.

Трек-лист:

1. Intro
2. Last Living Souls
3. Kids With Guns
4. O Green World
5. Dirty Harry
6. Feel Good Inc.
7. El Manana
8. Every Planet We Reach Is Dead
9. November Has Come
10. All Alone
11. White Light
12. Dare
13. Fire Coming Out Of The Monkey’s Head
14. Don’t Get Lost In Heaven
15. Demon Days

Теги: