Эмиритон

You are here

Эмиритон - сравнительно малоизвестный образец советского "синтезаторостроения", построенный на тех же принципах, что и Терменвокс, а также французкий Ondes Martenot. В публичной лекции одного из конструкторов Эмиритона А. А. Иванова детально описано устройство и возможности инструмента, разрабатывавшегося в 30-40-е гг. (версия №8 инструмента датируется 1950-м годом). В брошюре указывается, что инструмент даже был "предназначен к серийному промышленному производству", однако этого, по всей видимости, так и не произошло.

Сохранившийся инструмент был представлен на выставке в Мемориальном музее-квартире Н. А. Римского-Корсакова "Н. А. Римский-Корсаков и его наследие в исторической перспективе" 19 марта - 23 августа 2010 года. (Одним из конструкторов Эмиритона был внук великого композитора известный акустик Андрей Владимирович Римский-Корсаков.)


 

Эмиритон использовался при записи звуковой дорожки мультфильма "Цветик-Семицветик" 1948 г.

 

Д. Шостакович:
«Богатство тембров, выразительный красивый звук, большие технические возможности — все это говорит за то, что эмиритон — выдающееся изобретение.
Появление эмиритонов в оркестре значительно украсит оркестровую звучность. Эмиритон с успехом может быть и сольным инструментом, при условии овладения техникой игры на нем. Дуэты, трио, квартеты и т. п., состоящие из эмиритонов, звучат превосходно».

Б. В. Асафьев:
«Электромузыкальный инструмент эмиритон является законченным, совершенно оригинальным музыкальным инструментом с богатейшими художественными возможностями, недоступными ни одному из инструментов оркестра в отдельности и представляющим огромную ценность для развития советского музыкального искусства.
Электромузыкальные инструменты, благодаря широкому диапазону высоты, силы и богатству тембров, расширяют творческие возможности не только композитора, но и музыканта-исполнителя. А такие качества, как выразительный, красивый звук в соединении с певучестью, богатством тембров и доступностью техники исполнения, обеспечивают их массовое распространение и превращают их в серьезный фактор проникновения высокой музыкальной культуры в быт».