Джулиан Ллойд Уэббер обвинил организаторов конкурса им.Чайковского в коррупции

You are here

В интервью Times известный виолончелист и дирижер заявил, что судьи музыкальных конкурсов незаслуженно выводят своих учеников в финал, и назвал московский Международный конкурс им. Чайковского вопиющим примером этой порочной практики.

Международные конкурсы являются важнейшей стартовой площадкой для мировой музыкальной карьеры молодых исполнителей и не менее привлекательны с точки зрения финансовой выгоды, поскольку их призовой фонд доходит до 25 000 долларов. Однако судейство конкурсов и в Великобритании, и за рубежом погрязло в коррупции и взяточничестве, что дискредитирует саму идею соревнования. «Это известно всем, кто профессионально занимается музыкой, но не очевидно со стороны, - заявил Джулиан Ллойд Уэббер. – Исключения единичны, например, Young Musician of the Year, проводимый корпорацией ВВС, но большинство фортепианных и струнных конкурсов погрязли в коррупции. Конкурс имени Чайковского – ярчайший пример порочной практики: решения жюри здесь всегда принимаются либо исходя из политических соображений, либо по принципу кумовства, когда судья вступают в сговор для продвижения в финал ученика одного из них». Таким образом, практически единственный шанс для молодого исполнителя получить престижную премию – это попасть под патронаж «правильного» преподавателя. В качестве примера Уэббер приводит ситуацию с присуждением премии по специальности фортепиано: начиная с 1990-го года, лишь однажды высшие награды получали нероссийские исполнители: в 2002-м японка Аяко Уэхара получила первый приз, а в 2007-м Йол Юм Сон из Южной Кореи заняла второе место.

Конкурс имени Чайковского неоднократно становился объектом критики со стороны международной музыкальной общественности за непрозрачную систему голосования, создающую благоприятные предпосылки для коррупции. В 1990-м году британские журналисты провели собственное расследование, результатом которого стал документальный фильм, в котором открыто приведены примеры взяточничества со стороны организаторов. Британский судья Джеймс Гибб рассказал о том, что дядя одного из участников пытался вручить ему запечатанный конверт с 1 000 долларов США, и он не был единственным членом жюри, получившим такой «комплимент». Гибб вернул конверт и пытался дисквалифицировать конкурсанта, однако ничего не добился. Отец другого музыканта «подарил» Московской Консерватории рояль Steinway стоимостью 88 000 долларов США.

Последний раз конкурс им. Чайковского проводился в 2011-м году, и с тех пор под давлением международного музыкального сообщества его структура и принципы судейства подверглись принципиальному реформированию. Организаторы конкурса гарантируют, что новая схема судейства в 2015-м году будет в меньшей степени ориентирована на продвижение российских участников и критерии выбора победителя станут более прозрачными и понятными для сторонних наблюдателей.