Сэмплерный метод синтеза

You are here

При таком способе записывается реальное звучание (сэмпл, от sample — образец), которое затем в нужный момент воспроизводится. Для получения звуков разной высоты воспроизведение ускоряется или замедляется; при неизменной скорости выборки применяется расчет промежуточных значений отсчетов (интерполяция). Для того, чтобы тембр звука при сдвиге высоты не менялся слишком сильно, используется несколько записей звучания через определенные интервалы (обычно — через одну-две октавы).

Первым сэмплером считается Mellotron1, где в качестве источника звука использовались многодорожечные магнитные ленты, на которых было записано зацикленное звучание реальных инструментов. Продавались комплекты лент с записью различных звуков, в т.ч. одноголосных синтезаторов (Mellotron был многоголосным, каждая клавиша воспроизводила свою магнитную ленту). В 1965 г. по заказу BBC была разработана модель Fx Console для воспроизведения различных звуковых эффектов для радио и телевидения. На лентах Fx Console вместо обычных ритмов, аккомпанементов и сольных инструментов были записаны 1260 различных звуковых эффектов.

Примеры использования (The Beatles - Strawberry Fields Forever, Led Zeppelin - Stairway To Heaven, David Bowie - Space Oddity и др.):

В современных сэмплерах применяется цифровая запись звука.

Метод дает возможность получить сколь угодно точное подобие звучания реального инструмента, однако для этого требуются достаточно большие объемы памяти. С другой стороны, запись звучит естественно только при тех же параметрах, при которых она была сделана — при попытке, к примеру, придать ей другую амплитудную огибающую естественность резко падает.

Для уменьшения требуемого объема памяти применяется зацикливание сэмпла (looping). В этом случае записывается только короткое время звучания инструмента, затем в нем выделяется средняя фаза с установившимся (sustained) звуком, которая при воспроизведении повторяется до тех пор, пока включена нота (нажата клавиша), а после отпускания воспроизводится концевая фаза.

Такой способ нельзя стопроцентным синтезом — в значительной степени это скорее способ записи-воспроизведения. Однако в современных синтезаторах на его основе воспроизводимый звук можно подвергать различной обработке — модуляции, фильтрованию, добавлению новых гармоник, звуковых эффектов, в результате чего звук может приобретать совершенно новый тембр, иногда совсем непохожий на первоначальный.

Типичный представитель этого типа синтезаторов — E-mu Proteus.

 

  • 1. хотя у него и был предшественник Chamberlin, но это практически тот же инструмент, усовершенствованная версия которого и получила название Mellotron