Чёрный лебедь / Black Swan

You are here

Натали Портман в фильме Даррена Аронофски «Черный лебедь» играет роль замкнутой по природе балерины, которая исполняет партию Одетты в балете «Лебединое Озеро». Но даже в своих мечтах она находится в тени. Она никогда не представляет себя танцующей с принцем Зигфридом, ее па-де-де только с Фон Ротбартом, главным злодеем и чародеем, который, в конце концов, предопределяет ее судьбу. Его чары превратили ее в лебедя: он дарит ей смерть и красоту, сплетенные в одно целое. По мере того, как развиваются события в этом напряженном фильме, Портман все дальше уходит от мира своих детских грез, за которым так пристально следит ее мать (Барбара Херши), и начинает видеть, как сюжет ее балетной постановки разыгрывается и в реальной жизни.

Это знание принять очень сложно, а еще сложнее передать его в своей роли в спектакле. Профессиональная танцовщица Портман, обычно исполнявшая вторые роли из-за неожиданного отъезда примы балерины на прослушивании получает шанс попробовать себя в роли Одетты. Постановщик (Венсан Кассель) сомневается в ее способности сыграть роль темного двойника Одетты, Черного лебедя. У нее хорошая техника, но Кассель чувствует, что ее душе не хватает темной стороны и сексуальной раскрепощенности, даже в тот момент, когда он пытается поцеловать девушку. В то же время другая кандидатка, Мила Кунис, начинает вмешиваться и, словно часть какого-то сна, появляется всякий раз там, где должна быть Портман. Она играючи исполняет роль Черного лебедя.

Аронофски и оператор-постановщик Мэттью Либатик придали «Черному лебедю» вид размытого ночного кошмара с интенсивностью коллективной галлюцинации. Оперируя теми же самыми великими жестами и преувеличенными темами, что и балетная постановка, вдохновившая на создание фильма, и в то же время, добавив немного от фильмов «Красные башмачки» и «Отвращение», примешав к этому собственную внушающую страх атмосферу, режиссер создал витиеватый, зачастую трагический и совершенно увлекательный фильм, удерживающий интерес с помощью обезоруживающей героини Натали Портман, которая почти не покидает кадр.

«Черный лебедь» это психологический триллер о муках творчества, о боли и репетициях, которые позволили героине Портман взлететь до заоблачных высот, но также и о последствиях такой самоотверженности. (Но это не просто фильм о балете. Как актриса, Портман никогда не казалась особенно убедительной в отрицательных ролях, но отбор балетных звезд, и то, как танец использует женщин, оставляя их ни с чем, подсознательно напоминает Голливуд). Ради искусства она отказывается от жизни. Когда она принимает жизнь, ее творческая сторона расцветает, но она грозит поглотить ее. И в конце звучит вопрос, стоит ли того красота? И фильм восторженно отвечает «Да», волоча за собой тревожное эхо.