Red Snapper: биография

You are here

Конечно, идея синтеза живой и электронной музыки не нова, но одно из самых удачных и необычных ее воплощений принадлежит группе Red Snapper. С тех пор как вышел дебютный альбом этого британского трио, сразу же возникла череда команд-последователей, которые, польстившись на успех вышеозначенной группы, начали строить «электронное» звучание с использованием сугубо живых инструментов. В результате на генеалогическом дереве музыки выросла еще одна веточка, представляющая так называемую псевдоэлектронную музыку, ярким представителем которой, без сомнения, является несуществующая ныне команда Red Snapper. В 2002 году коллектив самораспустился, и каждый из музыкантов занялся своим делом: певец и гитарист David Ayres открыл студию в Лондоне, барабанщик и вертушечник Rich Thair выдает deep house на лейбле TOOB, контрабасист Ali Friend работает над саундтреком к фильму "Once upon a time in the Midlands" и помогает Beth Orton в ее музыкальном проекте....

Все это происходит во времени настоящем, а мы же заглянем в другой временной отрезок - в прошлое.

До создания Red Snapper каждый из участников группы переиграл в огромном количестве коллективов, в том числе и джазовых, поэтому к 1990 году пришел уже вполне состоявшейся личностью с определенным музыкальным вкусом и опытом. Именно эти многочисленные коллективы и пересекающиеся составом проекты, в конце концов, познакомили друг с другом Али, Ричарда и Дэвида, жителей одного города Spitalfields. А тот факт, что в Британии не музицирует разве что лентяй, ребята подтверждали ежевечерними джем-сессиями в гараже басиста. Эти музыкальные посиделки носили скорее экспериментальный характер: Ричард разрабатывал новые концепции в ритмике, Али и Давид искали новые пути в мелодике. Именно тогда были заложены первые кирпичики в саунд будущего трио: ярко выраженные басовые линии, брейкбитовое и фанковое построение ритма, экспрессия джаза и техно. В конце концов, эксперименты привели ребят к верному решению: объединиться надолго и всерьез.

Начиная с весны 1994, новоявленная команда выпускает три EP альбома: первый с названием «Snapper EP» вышел на лейбле Flaw, созданном при участии Rich Thair, второй и третий - на Warp Records, месте дислокации Apex Twin и прочих коллективов, работающих в жанре инди-музыки. Стоит заметить, что «варповцы» долго думали, прежде чем подписать все нужные бумаги с группой, потому как считали, что акустические прибамбасы Red Snapper не вписываются в общую струю лейбла. Однако же Warp всегда уделяли пристальное внимание командам с джазовым «бэкграундом», а это хорошо просматривалось на первых винилах Red Snapper. Да и сам музыкальный материал был по-настоящему интересен и свеж: настоящая техно-музыка, сыгранная вживую, с дабовым звучанием и с напускной мрачностью.

Принцип работы музыкантов со своим материалом, его подача публике были весьма необычны. В то время как другие музыканты записывали живые инструменты с последующим воспроизведением их в виде сэмплов, ребятки из Red Snapper - наоборот, доводили материал до нужной кондиции во время концертов, используя линейную природу инструментов и доказывая, что машина - тоже друг человека. Основное композиционное звено в группе Red Snepper - живая ритм-секция. Именно на ней базируется вся "грувовая структура" композиций. Таким образом, вырисовывается некая музыкальная концепция команды, определенная ими же самими: «Для того чтобы донести наше творчество до слушателей, мы играем только «живую» музыку, и не привязываемся к супер-возможностям студии, наш секрет не в этом. Для начала нужна просто хорошая ритм-секция, а у нас она не просто хорошая!»

Red Snapper дают серию концертов по клубам Великобритании, привлекают к себе взоры журналистов, и, в конце концов, созревают для издания полноценного дебютного альбома. Дебютник, вышедший в августе 1996 года, получает название «Prince Blimey», которое является одновременно и ником звукорежиссера, работающего тогда с группой. К участию в записи альбома были приглашены два вокалиста: Anna Haigh и John Collyer, а также кларнетист, флейтист и саксофонист в одном лице Ollie Moore. Делая шаг за шагом от одного стиля к другому, музыканты представили мощный и без излишней тяжеловесности альбом, где даб, трип-хоп, панк, джаз, рок, ретро, техно удачно соседствуют друг с другом. Но энергетический посыл дебютной работы слушатели смогли оценить по-настоящему только в ходе концертного тура по Европе в конце 1996 года, во время которого состоялись еще и совместные концерты с Massive Attack, The Fugees, Bjork. Достаточно плотный график, на который сетует большинство музыкантов, на снайперцах отразился по-другому: «Мы были готовы к концертной жизни, каждый из нас на собственной шкуре испытал все прелести кочевой жизни гораздо раньше, но никто не предполагал, что в этот раз отдача от выступлений будет столь велика, что от перевозбуждения невозможно будет даже уснуть. Но это постоянное напряжение и энергетика вокруг дали невероятный прилив творчества. То малое время, отведенное на сон, мы тратили на то, чтобы записывать весь тот новый материал, что лез нам в голову».

Сразу после тура Red Snapper закрываются в своей собственной студии и приступают к записи нового альбома. Впечатления от предыдущей поездки и новые зарождающиеся в танцевальной музыке веяния наталкивают музыкантов на некоторые изменения в саунде. Критики в один голос называют второй альбом «Making Bones», вышедший в сентябре 1998, самым ошеломляющим за последнее десятилетие сплавом электронной и инструментальной музыки, по ходу лестно сравнивая коллектив с Primal Scream, Autechre и Pink Floyd. Если на первом диске музыканты двигались в сторону брейкбит - фанка, смешивая панк, соул, драм&басс, хип-хоп и джаз, то во втором весь этот состав пропускается через призму клубной музыки. Несмотря на его танцевальную ориентированность, в новых треках осталась все те же глубина и эмоциональность. Red Snapper остались на гребне волны и при этом сумели сохранить свое собственное лицо.

На второй пластинке появляются новые музыканты - MC Det, яркий сценический образ которого впоследствии будет не раз дополнять выступления музыкантов на сцене. В записи ряда композиций берет участие трубач-волшебник Byron Wallen, работавший в Sound Advice и придавший альбому особое эмоционально-захватывающее звучание. А за несколько меланхоличное звучание альбома стоит сказать отдельное спасибо вокалистке Alison David.

Работа «Making Bones», ставшая, кстати, дебютной для Америки, принесла музыкантам известность далеко за пределами Лондона. Первой ласточкой успеха становится совместный тур с The Prodigy, где новая программа апробируется уже в live-версии. Последующие за этим туры, выступления в маленьких клубах и на больших фестивалях закрепляют за Red Snapper звание королей live-show, способных легко зажечь любую площадку. Это может подтвердить и ваш сосед, попавший по счастливой случайности на какой-либо из концертов трио, проходивших в рамках тура "Phat Vibes" по городам Украины зимой 2001 года. Знаменитые британцы приезжали к нам дважды (на деньги «Lucky Strike»), и, тем не менее, СМИ абсолютно не отреагировали на это событие. Даже тот факт, что команда была на самом пике своей популярности, а на концерты группы толпами тянулись поклонники из Москвы и Питера, не произвел должного впечатления на СМИ. Зато Red Snapper произвели впечатление на публику. Выступления «звезд» были отмечены отличным, драйвовым и чистым звучанием, аранжировки и звук - приближены к альбомным версиям.

Летом того же года группа посетила Россию. По словам очевидцев, «драйва было по самое горло!» Народ, следивший не только за драйвом, но и за используемой музыкантами техникой тоже поделился впечатлениями: «Поражал сложно примоченный контрабас Али, использующий как дорогие аналоговые гитарные синтезаторы, так и обычный "пластмассовый" Zoom 505. Барабанщик демонстрировал виртуозные фанковые приемы, а разнообразию игры гитариста помогал электронный смычок и гитарный миди-контроллер с сэмплером, пленочная эхо-машина и куча всяких приборов обработки... Чернокожий MC Det, насмешивший собольей шубой и золотыми медальонами (все как положено у черной братии;) появлялся на сцене время от времени, потому как большая часть программы состояла из инструментальных вещей. При этом из пульта клавишника шел специальный микс, им же управляемый, барабанщику в мониторы все время шли какие-то петли, попадавшие в портал в "особенные" моменты, и с большим количеством обработки, эффектов и фильтрами - типично диджейские приемы».

Стоит заметить, что в основу концертной программы, представленной в России и на Украине, лег последний на данный момент альбом Red Snapper "Our Aim Is To Satisfy Red Snapper", вышедший в октябре 2000 года. Если кое-кто узнал об этих британцах только после появления третьего альбома, то большая часть планеты уже давно ожидала его с большим нетерпением. И это ожидание воздалось меломанам сторицей.

Третий альбом группы богат на музыкальные идеи, и, кажется, что музыканты никогда не исчерпают их запасницу. Треки на альбоме располагают и к релаксации с медитацией, и к резким телодвижениям. Музыка стала более энергичной, тревожной и божественно бесцельной. Сам альбом предназначен, прежде всего, для подготовленных слушателей, которых завораживает сам процесс "извлечения" мелодии из обрывков сэмплов самих же Red Snapper. Стиль альбома "Our Aim Is To Satisfy Red Snapper" критики определили как пост-эсид-джаз.

Помимо летних выступлений по России и странам Европы летом 2001 года, британское трио стало хедлайнером британского фестиваля Virgin 2001, на котором Red Snapper преподнесли свое творчество через призму техно музыки. "Мы не столь уж далеки от техно-музыки. В нашем творчестве техно сыграло очень большую роль, мы просто делаем все "вживую". То, что мы делаем с помощью барабанов, гитары и баса, можно сделать и с помощью электронных инструментов, и получилось бы техно. Структура у такой музыки все равно одна».

В октябре 2002 года вышла эмоциональная и проникновенная компиляция работ Red Snapper «It is All Good», на сегодня, как ни печально, последнее «слово» музыкантов. Пластинка очередной раз доказала, что трио, как всегда, на шаг впереди планеты всей.

Аккурат после выпуска этой компиляции команда публично заявила о своем распаде, не забыв выписать благодарность всем, кто помогал и поддерживал группу.

«Когда-то мы собрались ради идеи создать что-нибудь оригинальное и сногсшибательное. И кое-что из сумасшедших идей мы воплотили в жизнь. Просто никто из нас не цеплялся за общепринятые "шаблоны" написания музыкальных произведений. Совершенно разное представление об идеальной музыке нас когда-то объединило, оно же и развело».

Самое интересное, что Red Snapper не имеют ни одного официального подтверждения народного признания, ни одной награды «за вклад в музыку». С другой стороны, их музыка никогда не была рассчитана на массовость, и признанием здесь служит не статуэтка с какого-нибудь awards, а собственноручно созданный, узнаваемый саунд без четких границ и с постоянной трансформацией, который впечатляет в записи, который встречают на «ура» на площадках и которому подражают немало молодых команд.

На закуску - неподтвержденная официальными источниками новость: зимой 2003 года Red Snapper выпустили на Lo Recordings новый диск! Если так, значит, Red Snapper воссоединяются? Необходимо, правда, заметить, что этот мифический альбом никто пока и в глаза не видел, но по слухам, в природе он уже существует и таит в себе все тот же джазок, хаус, техно, звуки, темы, и не без сюрприза (говорят, главный упор в альбоме делается на worldbeat ритмы, этнику и техно). Может быть, этот альбом и станет тем самым лавровым венком, с которым Red Snapper войдут в новую фазу своего существования...

Инга Соколянская

Red Snapper 22 февраля в клубе «Б1 Maximum»